Битва на востоке Украины достигла решающей фазы, пишет Aftenposten. Контрнаступление ВСУ близится к завершению, и его конец большинство украинцев оценивают пессимистично. Хотя некоторые все еще мечтают о прогрессе, отмечает автор статьи.
Пер Андерс Юхансен (Per Anders Johansen)
Пока украинцы атакуют свежими резервами на юге, русские развернули крупное наступление на севере.
В Серебрянском лесу на северном фронте Украины развернулась бесконечная битва, о которой почти не говорят. Здесь русские медленно продвигаются. Бои ужасны и кровавы.
Битва за леса на севере Донецкой, Луганской и Харьковской области тянется с переменным успехом уже год. здесь обширные леса, густая растительность, болота и реки. Солдаты называют это войной в джунглях. Мало кто выбирается из этого леса живым. Кто дрогнет первым?
«
Это ад на земле», — говорят солдаты.
«
Нет ничего хуже этого места. Это сущий ад. Даже представить себе не могу, чтобы Бог придумал что-нибудь страшнее Серебрянского леса», — написал у себя в Facebook* командир украинской роты с позывным «Шрам» о боях в лесу.
У меня в подразделении лишь 30% личного состава остались невредимы, добавил он.
Некоторые солдаты ВСУ говорят, что бои даже хуже, чем в Артемовске.
«
Украинский Вьетнам», — пишут украинские СМИ.
«
Мы думали, что будем воевать в степи. Но это же джунгли! Будь сейчас мир, здесь было бы очень красиво», — сказали военные на YouTube-канале украинских пограничников.
Летнее наступление подходит к концу. Украинская армия уже развернула основную часть своих резервов. Есть ли у украинцев еще шанс?
Трупный смрад
«
Тот, чей лес, может двигаться вперед», — говорит украинский офицер с позывным «Фугас».
От бесчисленных пожаров поднимаются клубы дыма. Чтобы вытеснить украинцев, русские систематически пытаются выжечь Серебрянский лес.
Земля вокруг испещрена траншеями.
«
Русские роют небольшие рвы и соединяют их подземными туннелями», — говорит солдат.
Он дал интервью в телерепортаже украинским пограничникам, у которых в этом районе есть несколько подразделений.
«
Запах стоит такой жуткий, что даже бывалые солдаты сходят с ума», — написал российский военный блогер.
Он заметил, что солдаты прикрывают лицо тугими повязками с активированным углем, чтобы отбить трупный смрад.
страх в джунглях
Пока в лесу бушуют бои, «Фугас» и его однополчане больше всего боятся российских планирующих бомб. Они загружены более чем полтонной взрывчатки и сбрасываются с самолетов высоко над головой. Они оставляют после себя гигантские кратеры и убивают все живое.
«
Противник очень активно использует планирующие бомбы. Они пытаются обнаружить командные пункты, где мы сейчас сидим. Русские собрали большие силы и массу техники. Численно они нас превосходят», — заявил «Фугас».
В боях в лесу выживает меньшинство. Раненых — огромное количество, и приходится делать много ампутаций, рассказала украинским СМИ санитарный врач Алина Михайлова.
«
Путь в эвакуацию долгий и опасный», — объясняет она.
Бравурную риторику о «полной победе», которой пестрят украинские и западные СМИ, она воспринимает критически.
«
Реальность совершенно иная. Кто заменит тех, кто погиб здесь? И кто заменит тех, кто умрет в ближайшие несколько месяцев? Я не вижу в ближайшем будущем никакой победы», — сказала она.
Что сейчас происходит на фронте?
Битва на востоке Украины достигла заключительной, решающей фазы. Масштабное украинское летнее наступление подходит к концу.
— Южный фронт: На юге украинцы дальше всего у продвинулись у Работино. здесь, по данным украинских источников, они прорвали первую из трех основных линий обороны России — это примерно 10–12 километров.
— Северный фронт: Русские продвигаются вперед в Серебрянском лесу и особенно севернее, в районе Купянска. Но за последние дни украинцы контратаковали в нескольких местах.
— Восточный фронт: За последнюю неделю под Артемовском украинцы продвинулись на несколько сотен метров. Но украинцы потеряли там своих лучших солдат, и критика внутри страны нарастает.
«сейчас мы видим результат двух наступлений — украинского и русского», — пишут украинские аналитики из Deep State. Они опасаются, что ряд тактических и стратегических просчетов украинской стороны повлекли за собой серьезные последствия.
Пока похоже, что боевые действия снова зашли в тупик, пишет независимое издание «Медуза»**.
Анонимные американские источники раскритиковали украинских генералов за растягивание сил, пишет The New York Times. Ранее с аналогичной критикой выступили немецкие военные источники.
Однако американский аналитический центр Институт изучения войны настроен по-прежнему оптимистично и полагает, что украинцы постепенно добиваются тактического перевеса на юге.
«
Следующий рубеж обороны может оказаться слабее», — пишут его аналитики.
Их довод заключается в том, что российские силы значительно ослаблены после месяцев бомбардировок и дорогостоящих контратак.
Почему так важен Серебрянский лес?
Прошлым летом Путин потребовал, чтобы российская армия освободила оставшуюся территорию Луганской и Донецкой Народных Республик. Для этого русским предстоит пройти через Серебрянский лес.
Лес — ключ к Славянску и Краматорску. Пока что русские им не угрожают.
Украинцам же лес нужен для того, чтобы освободить ряд городов Луганской области.
В ходе наступления осенью прошлого года украинцам удалось отбить лес. С тех пор бои развиваются с переменным успехом.
Российское контрнаступление разворачивается с тем, чтобы заставить украинцев пустить на северном фронте резервы, которые могли бы пригодиться в ходе наступления на юге. Украинцам уже пришлось бросить туда подкрепление.
Значительный прогресс
«
Сейчас складывается впечатление, что украинцам удалось стабилизировать ситуацию на севере», — заявил аналитик Майкл Кофман в последнем подкасте War on the Rocks.
Но самый главный вопрос заключается в том, как далеко зайдет украинское контрнаступление на юге.
Ответ мы узнаем, когда украинцы подойдут ко второму рубежу российской обороны.
«
Наступление еще может привести к значительному прогрессу. Но, судя по тому, что уже произошло, большинство настроено более пессимистично», — заключил Кофман.
______________________________________________
* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская
** СМИ, имеющее статус иностранного агента