Киев создал националистический нарратив об исключительности своего народа, который сплотился для противостояния Москве, но он не соответствует действительности, отмечает украинский социолог Владимир Ищенко в интервью The Paper. Такой дискурс пренебрегает интересами значительной части населения, тесно связанной с Россией.
На протяжении конфликта Украина не упускает возможности продемонстрировать презрение к своей сопернице России. Последняя ее акция против Москвы прошла в Киеве, на правом берегу Днепра, где уже 42 года стоит 62-метровый монумент «Родина-мать». Фигура обращена на восток, в ее правой руке — 16-метровый меч, а в левой — огромный щит, на котором был изображен всегда бросавшийся в глаза национальный герб с серпом и молотом, оставшийся с советских времен. Данный щит стал причиной множества разногласий в стране. В конце концов, киевские власти решились на колоссальные траты, чтобы демонтировать это наследие СССР и заменить его государственным гербом Украины — трезубцем.
Это лишь одно из последних проявлений монументального движения «деколонизации» на Украине, небольшое по масштабам. За более чем год в центральных и восточных регионах страны переименовали огромное количество географических пунктов, заменили дорожные знаки, связанные с Советским Союзом или Россией, снесли статуи многих исторических деятелей. На западе Украины «проекты» по смене старых названий и разрушению памятников Ленину завершились еще в 2014 году. Фактически, план по изменению вида «Родины-матери» был предложен в тот же год в разгар крымского кризиса. Специальная военная операция России на Украине, начавшаяся в 2022 году, заставила правительство окончательно решиться на реализацию этого предложения. Одновременно с этим Киев скорректировал установленную дату Рождества и перенес его с 7 января на 25 декабря, попрощавшись тем самым с празднованием по юлианскому календарю, которого придерживается Русская православная церковь, и сократив разрыв с Европой.
«
Деколонизация» идет полным ходом, и украинский социолог Владимир Ищенко, давно изучающий общественные перемены в государстве, опубликовал в журнале New Left Review статью под названием «Голоса с Украины» (Ukrainian Voices). Он раскритиковал так называемое движение «(антироссийской) деколонизации» в этой стране и на Западе, заявив, что оно сосредоточено только на национальных символах и вопросах идентичности, но не предполагает реальной трансформации социума. Ищенко считает, что чрезмерное внимание, которое начало оказываться по отношению к знакам и проблеме идентичности в 2014 году или даже раньше, привело к тому, что украинское общество оказалось разорвано на части.