Киргизия, она же – Кыргызстан, собралась вступать в Таможенный союз. Но это вхождение самим киргизам напоминает сказку, где встречается камень-указатель: мол, «Пойдешь направо – конь подохнет, пойдешь налево – сам погибнешь». Об этом пишет местное издание «Асман press» в статье «Нужен ли Таможенный союз?»
Вопрос в заголовке появился не случайно. Дело в том, что в республике уверены: после вступления Киргизии в ТС цены на продовольственные товары вырастут, торговля с Китаем обвалится, а производство остановится. Киргизская же власть вообще не знает, что делать, и будто бы находится перед тем самым камнем из сказки.
Автор смелой статьи, уже получившей в обществе резонанс, уверен: члены Таможенного союза – Россия, Казахстан и Белоруссия — это тоталитарные государства, в то время как Киргизия – единственное в Центральной Азии демократическое государство, которое одним из первых в центрально-азиатском регионе вступило во Всемирную торговую организацию.
— Невозможно скрыть, что Россия берет Киргизию за шиворот и хочет втащить в Таможенный союз, — рассуждает журналист киргизского издания — Они (страны ТС – прим. ред.) хотят завладеть стратегически важными для будущего Киргизии водными, энергетическими, тепловыми ресурсами.
А Киргизии, склонной к демократическим ценностям, лучше смотреть с дальним прицелом и потому всячески стремиться к сотрудничеству с Европейским союзом, стать его членом. Ведь как члену ВТО Кыргызстану намного легче создать торгово-экономические взаимоотношения с Европейским союзом.
Кстати, Киргизия может присоединиться к Таможенному союзу до 2015 года. Но по заключению ряда экспертов, руководство Киргизии, делая заявления о вступлении в ТС, всячески затягивает этот момент.
Получит ли Таможенный союз выгоду от вступления в него Киргизии? Определятся ли киргизы с выбором пути или еще с десяток лет простоят на перепутье, ожидая помощи неизвестно от кого?
Главный редактор сайта «ЦентрАзия» Виталий Хлюпин говорит, что такие настроения в Киргизии были, есть и будут, потому что жители этой страны любят в своих экономических неудачах винить других, но никак не себя. Даже среди парламентариев популярно мнение о том, что Киргизии не нужно вступать в ТС. Периодически с такими заявлениями различные партии, что находит регулярное отражение в СМИ.
— Киргизская экономика сегодня в зачаточном и хаотичном состоянии. Поэтому страна не представляет интереса ни для Таможенного Союза, ни для других экономических объединений. В принципе, Кыргызстан и России-то нужен как еще одна отметка на геополитической карте. Но при этом время от времени наша политическая элита пытается убедить общественность, что ей от Кыргызстана будет хорошо: мол, российская экономика получит выгоду. Мое мнение таково: нам от этого не будет ни жарко, ни холодно.
Просто в нашей стране есть определенная, довольно известная группа лоббистов интересов Киргизии. Чтобы узнать, кто входит в нее, достаточно просмотреть публикации в СМИ – там постоянно всплывают российские фирмы, работающие в Кыргызстане. Именно они поднимают в аналитическом сообществе волну мнений о полезности и выгодности Киргизии в ТС. Но если разобраться, то эта волна не имеет под собой ни серьезных оснований, ни экономических посылов. Вся статистика киргизской экономики – это дутые цифры, взятые с потолка. Интерес для нашего рынка представляют лишь сухофрукты и неплохого качества трикотаж. Все! Никаких процветающих предприятий, никаких крупных заводов там давно нет: они либо развалились, либо простаивают в ожидании заказов. Поэтому планы об инвестициях в эти заводы, которые любят озвучивать некоторые наши чиновники, – полная профанация. Там запуск даже 2-3 мелких пошивочных мастерских считается прорывом в экономике. Во что вкладываться? А кто говорит иначе, тот – мы должны это понимать — либо давно не был в Киргизии и не знает нынешнюю обстановку там, либо намеренно, преследуя определенные цели, искажает факты.
Чтобы не быть голословным, напомню о Майлуу-Сууйский электроламповом заводе, куда якобы поступали инвестиции. На самом деле, деньги эти пропадали, куда – догадаться нетрудно. Этот пример иллюстрирует все инвестиционные проекты России в Кыргызстане. Самый известный – каскад ГЭС в Нарынской области Киргизии, который, на мой взгляд, авантюра чистой воды.
— Понятно, что после того, как Киргизия вступит в Таможенный союз, торговля китайскими товарами там прикроется. Отсюда крайне категорическое настроение части киргизов – мол, не будем вступать в ТС, – говорит депутат ГД пятого созыва, эксперт по проблемам Центральной Азии Семен Багдасаров — Другая часть наблюдает нашу «кредитную историю» с Украиной и приходит к выводу, что с Россией надо поторговаться, ведь в конечном счете с нее можно прилично содрать.
Что касается мыслей киргизов о ЕС, то это полная глупость: Евросоюзу абсолютно не нужны Центральноазиатские страны в своем составе. Если Евросоюз скептически относится даже к безвизовому режиму с Россией, потому что у нас, по сути, открыты границы с теми государствами, откуда идет наркотрафик, то о каком партнерстве Киргизии с ЕС может идти речь? Мне кажется, у них просто завышена самооценка.
«СП»: — Однако евразийская интеграция Киргизии, несмотря на перенос дат, всерьез обсуждается на самом высоком уровне.
— Да, обсуждается. Но некоторые товарищи в руководстве нашей страны не имеют представлений о тех угрозах безопасности, которые исходят от стран центрально-азиатского региона: увы, для них количество стран в ТС превыше всего.
Однако политолог Алексей Власов придерживается иного мнения: Россия, помогая Киргизии решить их проблемы с экономикой, решает и часть своих проблем.
— В Киргизии есть два самых крупных рынка в Центральной Азии — «Дордой» в Бишкеке и «Кара-Суу» в Ошской области. Разумеется, это хорошо. Но не надо забывать, что эта страна недавно пережила две серьезные революции — в 2005 и 2010 годах. И экономическая и социальная ситуации там остается нестабильной — вне зависимости от того, входит сейчас Киргизия в ВТО или когда-нибудь вступит в Таможенный союз.
«СП»: — Сейчас в Кыргызстане популярны разговоры о том, что стране не стоит продвигаться в сторону интеграционных проектов и тогда у нее все проблемы исчезнут разом, а ситуация станет прекрасной.
— Это всего лишь разговоры! В Кыргызстане, по сути, вообще экономики нет: там есть только золотоносный рудник Кумтор и гидроэнергетические проекты. Большая часть населения занимается реэкспортом китайских товаров, а с учетом того, что Россия и Казахстан состоят в ТС, то эти китайские товары или товары, пошитые из китайского сырья, еще и некому перепродавать. Так что вопрос выбора дальнейшего пути у Кыргызстана стоит безотносительно того, вступит она в ТС или нет.
Хотя выбора-то, как такового, у этого государства нет: ему нужно двигаться в сторону интеграционных союзов. Ведь китайский товар бесконечно продавать не получится: от силы – еще лет 5-6. Кыргызстану нужна серьезная модернизация, которая включит создание предприятий легкой промышленности, «перезагрузку» банковской системы и т.д. Без этого будущее Киргизии выглядит туманным.
Кстати, мнение о том, что первый этап вступления Кыргызстана в ТС будет тяжелым, правильное. Недаром некоторые политики Кыргызстана требуют от Казахстана и России создание стабилизационного фонда в 200 миллионов долларов и больше, а также предоставления новых льготных кредитов. Почему? Потому что после вступления Киргизии в ТС цены на значительную часть товаров действительно повысятся, а замещение китайских товаров другими потребует значительного времени.
«СП»: — Так ждать ли России выгоды от того, что Киргизия войдет в состав ТС?
— Уже сейчас Россия платит за эту интеграцию: она предоставляет Киргизии кредиты, а наши инвесторы принимают участие в их гидроэнергетических проектах. Создав условия для развития киргизской экономики, отчасти мы решим и собственные проблемы: например, сократим миграционный поток в Россию. Ведь не секрет, что значительная часть трудоспособного населения Кыргызстана работает в России. В противном случае получим черную дыру для наркотрафика и для различных радикалов.
«СП»: — В Киргизии появляются мнения, что Россия проявляет интерес к Киргизии только в последние время, а до этого ее ближайшим союзником были США. Это действительно так?
– Это еще одно ошибочное мнение, натуральное передергивание фактов. Первый президент Киргизии Аскар Акаев подписывал договоры со всеми – и с Россией, и с Китаем, и с Казахстаном, и с Индией, и с США. То есть была четко выраженная политика диверсификации. И американская и российская военные базы создавались в Киргизии почти одновременно. Другое дело, что внешнеполитический курс Кыргызстана, как и Таджикистана, колебался то в сторону Пекина, то — Москвы, то — Вашингтона, то -Брюсселя, то – трудно поверить, Анкары. Сейчас маятник качнулся в сторону России по двум причинам. Первая: закрылась американская база в Манасе. Вторая — Кыргызстан ждет российских инвестиций, потому что больше никто не соглашается вкладываться в них.
«СП»: — В Киргизии много противников Евразийской интеграции?
— По одним данным 60%, по другим – 70% населения страны — за Таможенный Союз. Соответственно, 10-15% — против. Причем среди противников много молодежи: это те, кто обучались по программам западных НПО (неправительственных организаций – прим. ред.) в самом Кыргызстане и за его пределами, и те, кто представляет бизнес, связанный с китайскими товарами. Но, вообще, молодежь скептически настроена к ТС не потому, что плохо относятся к России, а потому что боится повышения цен и считает нужным искать альтернативные варианты. Однако большая часть населения все же выступают за Евразийскую интеграцию, считая, что Россия, может, и должна помочь выйти Киргизии из тупика.