Для Трампа Украина — важный пункт в переговорах с русскими, но он один из множества. США с Россией договорятся, заявил RU журналист Иван Гоффман. Они принимают российские условия для завершения конфликта, за это Россия проявит лояльность к ним в другой области. От Европы Трамп хочет, чтобы та не мешала.Мартина Коцианова
Сегодня мы, как всегда, проанализируем события прошедшего месяца. Прошли те времена, когда главной темой для обсуждения в марте было то, что это Месяц книги. Не знаю, как там с чтением книг, но сегодня есть причины читать новости и разные сайты, поскольку времена бурные, даже турбулентные, и лучше хотя бы немного ориентироваться в происходящем. И в этом мы с Иваном Гоффманом хотели бы помочь вам.
Rádio universum: Напомню, что мой коллега и собеседник Иван Гоффман входил в число убежденных диссидентов до 1989 года. Прославленный поэт-песенник, журналист, который издавал в самиздате журнал «Фрагмент». (…) Теперь же поговорим о том, что нам принес март. Позволю себе сразу перескочить на 11 марта. В СМИ об этом дне писали мало, а ведь 11 марта очень важный для нас и других стран Центральной и Восточной Европы день. В 1985 году в этот день во главе Советского Союза встал Михаил Горбачев. Именно его Политика привела к коллапсу коммунистической власти в наших странах. Также был положен конец холодной войне, продолжавшейся четыре десятилетия. А вы вспомнили в марте об этом особенном политике?
Иван Гоффман: Да. У вас было интервью с Ондржеем Геймой, в котором вы вспомнили песню «Бархатная», где есть слова «Горбачев, которого знал весь Длабачов» и еще «Он пришел и ушел, и никто из-за этого не расстроился». Вот точное описание атмосферы того времени.
— Это так, но Михаил Горбачев успел многое сделать, и его пример подтверждает, что нет пророка в своем отечестве. В мире Горбачева превозносят, дали ему Нобелевскую премию мира, а в России его, как правило, проклинают за развал Советского Союз и неудачные реформы. Как ты оцениваешь его шаги по прошествии всех этих лет? После всего, что мы пережили, что нам принесли изменения, плохие и хорошие?
— Я бы начал с 11 марта. одна из причин, почему на эту дату никто особо не обращает внимания, может заключаться в том, что перед ним сменились несколько старых, я бы сказал, застрельщиков на должности Генерального секретаря. Когда пришел Горбачев, никто не знал, чего ожидать. Да и по прошествии лет все еще не ясно, был ли Горбачев прозорливым или очень наивным. Об этом спорят больше всего. Я помню, что коммунисты-реформаторы даже надеялись, что он вернется к идеалам Пражской весны, а кадры времен нормализации запаниковали так же, как сегодня паникуют «сиротки Байдена». Перестройка должна была дать импульс к тому, чтобы социализм стал более привлекательным в соперничестве с капитализмом, но в итоге она привела Советский Союз к краху социализма и победе либерального капитализма. А потом его путь повторили остальные страны восточного блока, включая нашу. Далее они должны были превратиться в Запад, но не стали его частью, а превратились в периферию, то есть экономическую колонию Запада. Можно ли было этого избежать, или существовал ли какой-то третий путь, в котором эффективно сочетались бы социализм и капитализм? Сегодня мы уже знаем ответ на данный вопрос, и этот ответ «да». По третьему пути в то же время, когда началась перестройка, пошли китайцы, и их система, контролируемого коммунистами капитализма или, и наоборот, коммунизма, практикуемого капиталистами, оказалась экономически более эффективной, а кроме того, социально более приемлемой, чем системы, которые китайцы скрестили.
— А кто бы мог тогда подумать, да?
— Тогда мало кто мог.
— Но в чем, по-вашему, ошибался Михаил Горбачев? Сегодня у нас есть возможность, как говорится, побыть умными генералами после битвы, ведь с тех пор уже прошло несколько десятилетий.
— Он позволил себя обмануть. В этом его главная ошибка. Он поверил, что с концом холодной войны начнется эра сотрудничества, взаимного уважения между вчерашними соперниками, но в реальной политике уважают друг друга только партнеры, которые не способны победить друг друга. Однако с американцами так не получилось, ведь они считали себя победителями в холодной войне и решили добить Россию. Так что Вера Горбачева в обещания Запада не расширять НАТО на восток обошлась России очень дорого. Это стало понятно через много лет, и я бы сказал, что Путину русские верят именно потому, что он не повторил эту ошибку Горбачева. Он уже не позволил себя обмануть и привел страну к такому экономическому и оборонному состоянию, что американцы уже не хотят видеть ее соперником и смиряются с партнерством. (…)