По Украине прокатилась волна взрывов в пунктах ТЦК, пишет WP. В подготовке диверсантов обвиняют Россию. Но отыскать «русский след» не всегда удается, признает автор. Ведь и среди местного населения растет недовольство действиями ТЦК и затягиванием конфликта.
Киев настаивает на том, что нападения организованы Россией, но среди населения растет нежелание идти в бой в условиях затягивающегося конфликта.
Украина сталкивается с отчаянным дефицитом войск на передовой. При этом по стране прокатилась волна взрывов в пунктах ТЦК, предназначенных для пополнения боевых рядов. Правоохранительные органы утверждают, что эта кампания спланирована из России.
За одну лишь последнюю неделю взрывы прогремели на трех призывных пунктах, расположенных в разных концах страны. В двух случаях исполнители погибли, еще 12 человек, в том числе военнослужащие, получили ранения. В Службе внутренней безопасности Украины (СБУ) заявили, что российские спецслужбы вербуют молодых людей и обещают им денежное вознаграждение за совершение теракта.
Взрывы происходят на фоне ослабевающих усилий украинской власти по мобилизации населения спустя три года после начала российской специальной военной операции. Солдаты на местах говорят, что подкрепление необходимо, чтобы противостоять натиску русских. Но мало кто из украинцев идет на фронт добровольцем. Многие мужчины призывного возраста вообще избегают пунктов ТЦК и их сотрудников из страха насильно отправиться на передовую. Уже бывали случаи, когда на пункты совершались нападения, не имеющие очевидных связей с внешними игроками.
Андрей Коваленко, глава украинского Центра противодействия дезинформации, входящего в состав Совета национальной безопасности и обороны страны, считает, что главная цель российских атак на призывные пункты — «посеять еще больший раздор между военными и гражданскими».
По словам Коваленко, российские спецслужбы отслеживают онлайн-чаты в поисках украинцев, которые могут иметь и выражать пророссийские взгляды. Затем россияне в частном порядке устанавливают контакт с такими людьми и предлагают им финансовый стимул — от 500 до нескольких тысяч долларов за следование их инструкциям.
«
Этих людей можно назвать ослами, — отмечает Коваленко. — Они несут взрывчатку, привозят ее, и, конечно, что происходит дальше с этими людьми, русских не интересует». Москва, со своей стороны, также обвиняет украинские спецслужбы в том, что они платят людям за проведение диверсий на территории России.
Те, кого набирают через Интернет для создания и размещения взрывчатки, могут стать невольными террористами-смертниками, заявили в СБУ. В некоторых случаях издалека наблюдающий за происходящим агент российской спецслужбы дистанционно приводит взрывчатку в действие раньше оговоренного времени, чтобы устранить свидетеля и обойтись без оплаты.
Подрыв вербовочных центров не единственная тактика, поясняет Коваленко. Он добавил, что россияне также систематически распространяют дезинформацию об украинской мобилизации в Интернете через популярные социальные платформы Telegram и TikTok.
Исследовательско-аналитическая группа InfoLight.UA совместно с силами безопасности и обороны Украины занимается отслеживанием «вредоносных российских нарративов». Она сообщила, что в 2023 году в сети начали распространяться «постановочные» видео физических столкновений между мобилизованными и людьми на улице. В дальнейшем это способствовало появлению таких же инцидентов уже в реальной жизни.
Как заявили в аналитическом центре, Россия с середины прошлого года активизировала свои усилия по поиску диверсантов для нападения на призывные пункты и их персонал.
«
В то же время усилился разрыв между военными и гражданским населением», — говорится в недавней публикации результатов исследования. Некоторые военнослужащие размещают на своих машинах наклейки, что это не ТЦК, потому что иначе автомобили поджигают.
На этой неделе СБУ и Национальная полиция заявили, что совместно выявили 497 диверсантов. Они совершали поджоги военных машин или планировали взрывы на призывных пунктах и на украинской железной дороге, имеющей решающее
Хотя украинские правоохранительные органы указывают на Россию как на главного координатора этих атак, некоторые инциденты произошли без непосредственного участия Москвы. По данным правоохранительных органов, 31 января мобилизованным, которого везли в учебный центр, позвонил своему знакомому, чтобы тот помог ему сбежать. Когда автобус остановился на заправке, знакомый подъехал и, предположительно, застрелил сотрудника ТЦК, а сам скрылся с места преступления вместе с мобилизованным. Украинская прокуратура предъявила обвинения обоим мужчинам. Командующий сухопутными войсками Украины Михаил Драпатый осудил убийство ТЦКшника в социальных сетях, назвав его «красной чертой, которую нельзя переступать». Военный призвал как можно скорее наказать виновных, добавив, что «мы не имеем права молча наблюдать за растущей волной презрения к защитникам Украины». В заявлении сухопутных войск Украины говорится, что в ответ на волну нападений будет усилена безопасность на призывных пунктах и в отношении их персонала. Предполагаемые меры включают в себя дополнительное патрулирование, усиленное наблюдение за ситуацией и новые тренинги для персонала по реагированию в определенных ситуациях или выявлению потенциальных взрывчатых веществ. Россия «всё активнее ищет способы уничтожить нас изнутри», — написала в своем аккаунте в социальной сети Facebook* образный военный волонтер Мария Берлинская.