В ответ на усиление российских ударов по Украине Трамп пригрозил Москве масштабными санкциями, пишет The Spectator. Но в Кремле не впечатлились: там сочли, что новых ограничений опасаться не стоит. И тому есть веские причины, указывает автор. Марк Галеотти
Дональд Трамп угрожает Москве новыми серьезными санкциями, пока та обстреливает Украину беспилотниками и ракетами, но русские как будто бы невозмутимы. Они считают, что это лишь громкие слова — и, вероятно, правы.
На этой неделе США постепенно сворачивали поддержку Украины: приостановили сначала поставки оружия, затем — обмен разведданными, а после этого даже прикрыли доступ к спутниковым снимкам для нацеливания на российские базы и склады оружия вдали от линии фронта.
Русские не стали почивать на лаврах, а расширили удары беспилотников и ракет — которые украинцам из-за действий США стало сложнее обнаруживать и перехватывать, — а также усилили наступление, чтобы “стесать” курский выступ.
В ответ Трамп в социальных сетях высказал нехарактерную для себя угрозу в адрес России:
“Поскольку Россия прямо сейчас буквально колошматит Украину на поле боя, я решительно рассматриваю масштабные санкции (в том числе банковские) и пошлины против Москвы — до тех пор, пока не будет достигнуто прекращение огня и ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О МИРЕ. Россия и Украина, садитесь за стол переговоров прямо сейчас, пока не стало слишком поздно. Спасибо!”
Москва не впечатлилась. Пресс-секретарь МИД Мария Захарова в своеобычной язвительной манере заметила: это лишь признание того, что “Украина проиграла, потому что они доверяли и полагались на предыдущий Белый дом”. “Что касается новых санкций, то мы уже столкнулись с большим количеством санкций, и они не остановили нас от реализации наших целей”, — добавила она.
Похожим образом отреагировал и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: “Особо каких-то новых элементов мы здесь не усматриваем”. Он повторил, что Россия остается готова к “равноправному и взаимоуважительному” диалогу, каковой, по его словам, был между лидерами России и США в ходе первого президентства Трампа.
Отчего вдруг такая сдержанность, когда в прошлом Москва на угрозы дальнейших санкций отвечала воинственной яростью? Есть три основные причины.
Первая: как бы русские ни радовались (или даже дивились), насколько выгодны с их точки зрения оказались недавние инициативы Трампа, они не разделяют распространенного в либеральных западных кругах мнения, что он — “их” человек, закупленный и проплаченный. Как предупредил на этой неделе бывший генерал, а ныне влиятельный депутат Андрей Картаполов, “Трамп нам не друг”.
У России свои интересы, а у Трампа и США — свои. Хотя в настоящее время складывается впечатление, что они совпадают, это неизбежно изменится.
Вторая причина: они знают, что Трамп относится к России и Украине по-разному не только из-за несомненного и необъяснимого уважения к Владимиру Путину, но и потому, что воспринимает эти страны совершенно иначе.
Россия — собеседник с противоположными взглядами, которого нужно заманить за стол переговоров, после чего настанет момент для серьезного давления. Украину же он, похоже, считает лишь неблагодарным вассалом, которого нужно проучить и показать, кто здесь хозяин. Публичные упреки Владимиру Зеленскому, приостановка поддержки, регулярные заявления о том, что у него “нет козырей”, — всё это делается с тем, чтобы закрутить гайки. На данном этапе русским ничего не грозит, если только они не проявят к самому тонкокожему из президентов открытого “неуважения”. Он уже оправдал недавние атаки, поразительным образом заявив, что в данных обстоятельствах так бы поступил всякий.