Несмотря на продолжающийся украинский конфликт, западные бренды могут вскоре вернуться в Россию, пишет The Independent. Однако им предстоит попасть в рыночные условия, где доминируют отечественные бренды, занявшие лучшие точки в торговых центрах.
Ольга Попова (Olga Popova)
Несмотря на то, что украинский конфликт продолжается, западные бренды могут вскоре вернуться в Россию, привлеченные стремлением Вашингтона к скорейшему урегулированию. Однако ситуация может существенно для них измениться в сравнении с той, что была в момент ухода. Массовому возвращению компаний должно предшествовать смягчение западных санкций, которые усложняют международные платежи и торговлю. А попасть им предстоит в такие рыночные условия, в которых доминируют отечественные бренды, а в автомобильном секторе — китайские.
В сети магазинов мужской одежды Henderson, котирующейся на Московской бирже с конца 2023 года, отметили, что уход иностранных ритейлеров дал толчок ее развитию. В основном это связано с освободившимися выгодными точками в торговых центрах. Данное преимущество позволило Henderson втрое увеличить объем продаж на рынке мужской одежды, где ежегодно наблюдается 8% рост. Несмотря на то, что в определенных областях западные бренды вообще никуда не уходили, динамика конкуренции претерпела изменения. «Сам рынок существенно не изменился, поскольку большинство иностранных брендов (60-80% мировых производителей, по нашим оценкам) с него не ушли, — заявили в пресс-службе Henderson в ответ на вопросы Reuters. — Они просто преобразовали каналы продаж, воспользовавшись услугами местных мультибрендовых магазинов, изменив вывески и создав новые торговые марки».
Потребительские товары под санкции хоть и не подпадают, но многие компании сами отказались от бизнеса в России, и поэтому Москва легализовала серый импорт через третьи страны, дав ритейлерам возможность продавать иностранные товары без разрешения владельца торговой марки. Разница в том, что лучшие места в торговых центрах, которые раньше предназначались для флагманских магазинов Запада, теперь занимают их российские конкуренты. «Лучшие точки, где раньше размещались западные бренды, уже заняты, — говорит Павел Люлин, вице-президент Ассоциации торговых центров России, Белоруссии и Казахстана. — Речь о долгосрочных контрактах, поэтому борьба будет вестись за каждое такое место».
Москва вряд ли встретит ушедшие бренды с распростертыми объятиями. Президент Владимир Путин в пятницу заявил, что в случае возвращения иностранных фирм преференции должны оставаться на стороне российских производителей. В свою очередь, спецпредставитель президента по международному экономическому и инвестиционному сотрудничеству Кирилл Дмитриев сообщил, хоть и без подробностей, что возвращение ряда американских компаний ожидается уже во втором квартале этого года.
С тех пор, как Москва ввела войска на Украину, Россию покинули более тысячи западных компаний. Некоторые ушли из-за издержек и сбоев на фоне санкций и проблем с платежами, тогда как других, особенно ритейлеров, возмутили сами боевые действия. По словам Люлина, сектор розничной торговли еще не полностью восстановился, и торговые центры по-прежнему принимают на 20% меньше посетителей, чем в 2019 году. Но предпочтение российские покупатели теперь все же отдают отечественным брендам.
"
В самом начале было действительно трудно, потому что российский Рынок розничной торговли одеждой и обувью был слабо развит, — рассказала агентству Reuters 29-летняя жительница Москвы Анна, посетившая одну из главных торговых улиц российской столицы. — Безусловно, сейчас все иначе. Наши местные бренды производят вещи, которые абсолютно ничем не хуже [западных]".
Ритейлер Stockmann, занимающийся продажей зарубежной и отечественной одежды и приобретший в прошлом году российский бизнес Hugo Boss, отметил рост продаж отечественных брендов, сообщила продавец одного из московских магазинов компании по имени Дарья.