Республиканская партия готова бросить Киев и тем самым подставить под удар самый успешный военный альянс в истории, пишет The Atlantic. Перспектива раскола НАТО сохранится, даже если Джо Байден переизберется на второй срок. Контроль республиканцев над Конгрессом существенно ослабит оказываемую Украине поддержку. И вот как будет выглядеть «катастрофа».
Европа и Соединенные Штаты находятся на пороге самого судьбоносного сознательного разрыва в международных отношениях за многие десятилетия. С 1949 года НАТО остается единственной константой в мировой системе безопасности. Данный альянс, который изначально включал Соединенные Штаты, Канаду и 10 стран Западной Европы, выиграл холодную войну и с тех пор расширился, вобрав в себя почти всю Европу. Он стал самым успешным объединением в сфере безопасности в современной мировой истории. И он может распасться уже к 2025 году.
Причиной этого краха станет глубокое расхождение между позицией популистского крыла Республиканской партии, которое возглавляет Дональд Трамп и которое сейчас, очевидно, образует большинство Республиканской партии, и экзистенциальными проблемами безопасности значительной части Европы. Непосредственным катализатором станет конфликт на Украине. Когда доминирующая фракция одной из двух крупнейших американских политических партий больше не видит смысла оказывать военную помощь демократически настроенной стране, это означает, что центр политического спектра сместился таким образом, что Соединенные Штаты теперь станут менее надежным союзником Европы. И Старому Свету следует подготовиться к такому развитию событий.
Последние несколько недель показали, что пророссийские и антинатовские взгляды Трампа — это не просто короткая интерлюдия в политике республиканцев. Сомнения насчет целесообразности участия Америки в оказании помощи Украине уже достигли консенсуса в популистской части партии. В ходе предвыборных дебатов Республиканцев на прошлой неделе Рон Десантис (Ron DeSantis) и Вивек Рамасвами (Vivek Ramaswamy) — два кандидата, которые больше всех апеллируют к новой трампистской базе — высказались против того, чтобы и дальше оказывать помощь Украине. Десантис сделал это мягко, пообещав, что дополнительная помощь будет зависеть от степени участия Европы, и добавив, что он предпочел бы отправить американских военных на границу Соединенных Штатов с Мексикой.
Рамасвами высказался более резко: он назвал нынешнюю ситуацию «катастрофической» и заявил, что Соединенные Штаты должны немедленно и полностью прекратить оказывать поддержку Украине. Затем Рамасвами пошел еще дальше, по сути сказав, что Украину нужно разделить. Трамп не принимал участия в дебатах, однако ранее он говорил, что Америка не слишком много выиграет от победы Украины и что Украине следует пойти на территориальные уступки России. Трамп, Десантис и Рамасвами обращаются к одним и тем же избирателям, которые, как показывают результаты опросов, составляют три четверти республиканского электората.
Еще одним влиятельным голосом является Фонд «Наследие» (Heritage Foundation) — известный консервативный аналитический центр, который играет ведущую роль в республиканских политических кругах со времен администрации Рейгана. До того как в феврале 2022 года Россия начала свою специальную военную операцию, Heritage Foundation находился в «ястребином» крыле Республиканской партии и даже однажды выступил с предложением принять Украину в НАТО. Но совсем недавно представители фонда обратились с призывом приостановить оказание помощи Украине до тех пор, пока администрация Байдена не представит план по прекращению конфликта, что в отсутствие согласия России является совершенно невыполнимой задачей. А демагоги в рядах правых вообще открыто становятся на сторону России. В своем августовском выступлении в Будапеште ведущий ток-шоу Такер Карлсон (Tucker Carlson) заявил, что в основе враждебности Америки по отношению к России лежит неприятие христианства.
Подобные заявления звучат довольно нелепо, особенно с учетом того, что Россия — одна из наименее религиозных стран в мире. Но тот факт, что американское правое крыло все активнее противится дальнейшему оказанию помощи Украине, представляет собой невиданный вызов для будущего НАТО.