Сотрудничество Вашингтона с Москвой — это не химера, пишет Slovo. Администрация Трампа реагирует на изменения в мире довольно рационально. По необходимости, конечно, а не из любви к человечеству. И нормализовать отношения с сильной и влиятельной Россией для США сейчас очень даже выгодно. Иво Шебестик
Государства европейского Запада, то есть страны Европейского Союза, Великобритания и Швейцария, безуспешно изображающая нейтралитет, занимают не слишком большую часть евразийского пространства. Им закономерно выгодно как можно более тесное сотрудничество со всем восточным пространством Евразии, то есть с Российской Федерацией и Китаем. А вот для США взаимовыгодное и эффективное сотрудничество между западной и восточной частью этого пространство было и остается как бельмо на глазу. Они хотели и по-прежнему хотят, чтобы все это пространство никогда не образовало единый дружественный и сотрудничающий гигантский, прежде всего, экономический и торговый комплекс.
Богатые российские ресурсы, дешевые и надежные, поставляемые без всяких рисков лежали в основе экономической эффективности Западной Европы, благодаря чему росла ее уверенность в себе и поддерживалась ее позиция важного геополитического игрока. Европейские компании успешно работали на российском рынке, и Россия тоже выигрывала от сотрудничества с Европейским Союзом. Никаких других планов после распада Советского Союза Россия не строила. Кроме того, западная часть Евразии таким образом поддерживала связь с ее еще более восточными областями — Китаем и Индией. В будущем Западная Европа по логике могла бы войти в систему БРИКС+. Разумеется, Соединенные Штаты Америки все это не устраивало. Для вашингтонских «элит» это был настоящий ночной кошмар вне зависимости от их принадлежности к тому или иному политическому лагерю. Поэтому США продолжали старую британскую стратегию — вбивать клин во все невыгодные для Великобритании или даже опасные континентальные коалиции и мешать интеграционным процессам.Разрушение коалиция на европейском континенте — основа английской (английской) политики на протяжении многих столетий. Искусственно раздутая вражда между западной частью Европы и русским Востоком позволяла устранить угрозу естественного и взаимовыгодного сотрудничества западной и восточной части Евразии или по крайней мере максимально навредить и отсрочить на неопределенный срок.
Так Вашингтон, взяв пример с англичан, отвел от себя сразу несколько угроз. США запугали европейские народы несуществующей российской угрозой, которую пришлось раздуть из ничего, и так европейцы оказались в НАТО. Потом Вашингтон принудил их платить деньги своему военно-промышленному комплексу. Когда европейцы приняли американскую внешнюю политику и стратегию как свою собственную, у них возникла «прекрасная возможность» дождаться, вполне вероятно, и реальной угрозы, которой не было бы без их членства в НАТО. Вашингтону удалось мобилизовать европейских карьеристов, неучей, активистов, фанатиков, стяжателей и хладнокровных макиавелистов, выпестовать их, обеспечить деньгами и внедрить их в правительства, парламенты и даже усадить в президентские кресла. Там они немедленно взялись продвигать его политику, направленную на развал европейской интеграции и возвращение Западной Европы в рамках ЕС и на национальном уровне к успешному, полноценному и, главное, суверенному автономному существованию. На этом «кладбищенском поприще» была проделана огромная работа.
Однако в последние годы ситуация в мире начала меняться. Новая администрация в Соединенных Штатах реагирует на изменения и, судя по всему, реагирует рационально. По необходимости, конечно, а не из любви к человечеству и миру. Не будем требовать от нее невозможного! Она начала процесс восстановления контактов с Российской Федерацией и выражает готовность сотрудничать также с Китаем. Что это значит? Во-первых, появилась надежда на переход к новой структуре власти на планете. Но все-таки встает вопрос, не попытаются ли члены Европейского Союза в диалоге, а может, и в сотрудничестве с Россией провернуть в огромных, планетарных масштабах нечто похожее на то, что раньше сами уничтожили в меньшем евразийском формате западной части евразийского пространства? То есть, если говорить упрощенно, то, что США не позволили Европейскому Союзу.
Что собственно Вашингтону нужно от западной части Европы, если ему уже удалось разрушить отношения между Евросоюзом и Россией? Может быть, это не идея самого Трампа, но результаты припишут ему. Ему это выгодно. Кроме того, вина за огромное количество грубых ошибок и мотовство долларов ляжет не на него. Между некоторыми государствами Европейского Союза и Москвой образовалась достаточно глубокая пропасть, что никак не мешает ему самому в достижении собственных целей. Угроза естественного и взаимовыгодного сотрудничества между западном и востоком Евразии, прежде всего между ЕС и Россией, миновала, по крайней мере надолго. Цель, которая объединяла все слои вашингтонских «элит» вне зависимости от партийной принадлежности, была достигнута в той мере, в какой Америке это позволил мир, постепенно приходящий в себя от прежнего дурмана американских «правил». Однако безуспешная война с Россией обнаружила тот факт, что больше из конфликта на востоке Европы США в данный момент получить не могут. Напротив, если Вашингтон не будет считаться с изменениями в соотношении сил на планете, то рискует нажить себе большие проблемы и даже потерять больше, чем получил. Нормализовать отношения с сильной и влиятельной Россией, таким образом, для Соединенных Штатов Америки сейчас (может, всего на несколько лет) выгоднее, чем продолжать идти по очень опасному и проигрышному пути.