Антон Трофимов
Впервые за все время существования НАТО и Евросоюз получили тяжелейший политический удар. Член Североатлантического альянса и кандидат на вступление в ЕС, один из важнейших игроков в Центральной Азии — Турция — подала заявку на вступление в БРИКС. Это не просто меняет геополитический расклад в регионе, а демонстрирует колоссальный рост влияния так называемого глобального Юга — и потерю веса коллективного Запада.
«
Турция, расположенная между Европой и Азией, подала заявку на вступление в БРИКС несколько месяцев назад на фоне разочарования отсутствием прогресса в ее многолетнем стремлении вступить в Европейский союз, — сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на неназванные источники. — Эта заявка также является следствием разногласий с другими членами НАТО из-за того, что Турция сохранила тесные связи с Россией после ее вторжения в Украину в 2022 году, добавили они. Министерство иностранных дел и офис президента Турции отказались от комментариев».
О том, что турецкий президент Реджеп Эрдоган всерьез рассматривает возможность присоединиться к главному политическому и экономическому союзу стран глобального Юга, говорилось давно. Но все-таки не настолько долго, как о возможном членстве Турции в Евросоюзе. Статус кандидата Анкаре присвоили… четверть века назад! С 1999 года страна добивается, чтобы ее, члена НАТО и верного союзника США, приняли в ЕС. Но очередь турков все никак не наступает.
При этом Брюссель одобряет заявки на вступление стран, отправивших заявки гораздо позже. И при этом демонстративно игнорирует мнение Анкары. В 2004 году в состав Евросоюза вошли сразу десять новых участников. В основном это были бывшие представители социалистического лагеря и республики СССР: Венгрия, Литва, Латвия, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. И были два средиземноморских островных государства — Мальта и Кипр. Последний, как известно, является спорной территорией, на которую претендуют Греция и Турция, которая до сих пор не признала вступление острова в ЕС.