Вт. Апр 23rd, 2024

Cтроительство бункера и выживание

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, поджидают близкие неприятности. /Конфуций/

Javan: тревожные итоги визита главы Госдепа в Среднюю Азию

Перед встречей «Двадцатки» госсекретарь США Энтони Блинкен впервые отправился с визитом в Казахстан и Узбекистан. Его цель — переключить страны на сотрудничество с США и не ослаблять режим санкций. Но серьезно изменить расклад в регионе политик не смог, пишет Javan.

Турне Госсекретаря США Энтони Блинкена по странам Азии и Центральной Азии в первые числа марта этого года стало одним из самых обсуждаемых сюжетов и в региональных, и мировых СМИ. Оценки даются самые разные, но все наблюдатели сходятся в одном: эта поездка главы американской дипломатии в один из самых важных, с геополитической точки зрения, регионов мира, не останется без последствий. Представляет интерес, какие оценки визиту Блинкена дают местные наблюдатели и комментаторы. Один из экспертов по политическим проблемам региона высказался о визите американского госсекретаря так: «Элита местных центральноазиатских республик прилагает, как видно, немалые усилия к тому, чтобы извлечь как можно больше выгод из нынешнего фактора противостояния сверхдержав, но одновременно они вовлекают и свои собственные, вверенные им государства и народы, в весьма опасную авантюру».

Как раз такое видение ситуации представил местный эксперт. Политолог и специалист в области региональной безопасности Сергей Кожемякин написал по итогам визита госсекретаря США Энтони Блинкена в Центральную Азию подробное эссе, с содержанием которого удалось ознакомиться корреспонденту информагентства «Фарс» в Душанбе. В своем эссе он подчеркнул, в частности, следующее: «Авантюра, в которую втягивает свои собственные страны и народы местная политическая элита, пытаясь играть на противоречиях сверхдержав и извлекать из этого выгоду, может оказаться крайне опасной, тем более тут возможна даже военная авантюра, у которой последствия будут очень тяжелыми, да и просто непредсказуемыми».

На нынешнем этапе глобальной перестройки системы международных отношений даже самые незаметные и малозначительные действия основных игроков региональной политики и глобальной геополитики вовсе не случайны – они преследуют серьезные долгосрочные цели, и недавний визит буквально на днях Госсекретаря США Энтони Блинкена в Центральную Азию можно обсуждать и трактовать именно подобном ключе.

За более чем три десятилетия независимого существования пяти центральноазиатских республик, контакты между ними (республиками Центральной Азии) и самими США некогда не прерывались. Более того, иногда они осуществлялись даже с завидной регулярностью. Поскольку Америка считает себя единственной сверхдержавой, имеющей право диктовать свою волю всему миру, она не может быть равнодушной к происходящему в Центральной Азии. Ключевое географическое положение в центре Евразии и богатые ресурсы (уран, нефть, газ, золото и др.) поставили Среднюю Азию в ряд регионов, считающихся очень важными для обеспечения национальных интересов Вашингтона. Причем даже не интересов государства как такового, но интересов элиты (или группировки), которая в данный момент находится у руля руководства Соединенными Штатами.

Соединенные Штаты работают над укреплением своих позиций в этом регионе с 1990-х годов и оказывают влияние в экономической, политической, информационной и культурной сферах. И важным шагом в отношениях и сотрудничестве Вашингтона с этим регионом считается создание в 2015 году формата «5+1», который обеспечил контекст для регулярных и плановых контактов между США и странами Центральной Азии, на уровне глав министерств иностранных дел. И для достижения желаемых целей, помимо межгосударственных контактов и публичной дипломатии, Америка также использует различные механизмы мягкой силы. Через «альтернативные» СМИ и разного рода неправительственные организации, ориентированные на Запад и либеральные ценности, а также с помощью различных программ, которые финансируют США, и, шире – Запад, Вашингтону удалось сформировать хоть и немногочисленное, но активное и влиятельное лобби, присутствующее в самых разных сферах, начиная от системы образования, и до военных и служб безопасности. Будет уместным упомянуть, что в двух государствах региона из пяти, в Казахстане и Кыргызстане, подобные прозападные группировки имеют прочные корни и обеспечивают существенное влияние.

Однако в то же время элиты в Вашингтоне осознают, что пока не могут конкурировать с Россией и Китаем напрямую в этом регионе. Большой успех региональной политики Америки в Центральной Азии, достигнутый в первом десятилетии нового века созданием в этом регионе военных баз, был возможен только при неформальном согласии на то Москвы и Пекина. Но, как только этот так называемый консенсус перестал достигаться, американцы тоже утратили важный элемент в цепочке всех других элементов, которые обеспечивали Соединенным Штатам их прочное и эффективное присутствие в Центральной Азии.

от bunker

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*