В воскресенье состоялась годовщина события, которое привело к российско-украинскому конфликту, пишет Medya Günlüğü. 35 лет назад все началось с пустого обещания госсекретаря США Бейкера «не расширять НАТО на восток» — с того момента экспансия альянса, по грубым подсчетам, достигла 800 километров.
24 февраля исполнится три года с начала российско-украинского военного конфликта. Но до этого момента состоится годовщина еще одного важного события, проложившего путь к упомянутому противостоянию.
Советский лидер Михаил Горбачев опасался негативных последствий, прежде всего в военном отношении, которые принесет объединение Германии. Еще и госсекретарь США Джеймс Бейкер (James Baker) в попытке убедить российскую сторону дал интересное обещание: «Мы [НАТО] не расширимся ни на сантиметр на восток»...
Это было 9 февраля 1990 года.
То есть 35 лет назад.
Прошло всего несколько месяцев с момента падения 155-километровой стены, разделявшей Берлин на две части и символически отделявшей Восток от Запада, — а это произошло 9 ноября 1989 года, — как события начали развиваться с непредсказуемой скоростью.
Американские, советские, немецкие, английские, французские секретные документы 1990 и 1991 годов, опубликованные Архивом национальной безопасности Университета Джорджа Вашингтона в 2017 году, доказывают, что Бейкер был не единственным западным чиновником, пытавшимся заверить Горбачева в «гарантиях безопасности». Президент США Джордж Буш-старший еще до Бейкера на саммите в Мальте обещал советскому лидеру, что США не будут использовать падение Берлинской стены в своих интересах. Так же как канцлер Германии Гельмут Коль и министр иностранных дел Германии Ганс-Дитрис Геншер (Hans-Dietrich Genscher).
Причем Геншер в своей речи 31 января 1990 года заявил, что вопрос объединения Германии и события в Восточной Европе не должны наносить ущерб интересам безопасности СССР. Глава немецкого МИД, в частности, выразил необходимость не приближаться к советским границам и предложил не размещать военную инфраструктуру НАТО на территории Восточной Германии даже после воссоединения. Однако в то время никто из них, включая Горбачева, не знал, что всего через несколько месяцев после «торга и уговоров» Германия официально объединится.
Примерно через год после этого исторического события Горбачев ушел в отставку с поста президента, и Советский Союз перестал существовать. Россия приняла решение о переходе к рыночной экономике с 1 января 1992 года и вступила в процесс, который невозможно охарактеризовать никак иначе, как хаос. Русские погрузились в свои проблемы, но в то же время вздохнули с облегчением. И рядовые граждане, и российское война закончилась, между ними и Западом не осталось идеологических разногласий, а следовательно, для конфликтов и соперничества нет причин.
Русские наивно считали Запад «братом, с которым они в детстве разлучились, а теперь воссоединились». В то время как Россия боролась с политическими, экономическими, этническими проблемами, НАТО с середины 1990-х годов начала сближаться со странами Восточной Европы, которые когда-то были советскими сателлитами.