Колумнистка FT пугает европейцев перспективой остаться вне переговорного процесса по Украине. Ведь самый страшный сценарий для них — «российско-американское соглашение за спиной украинцев и европейцев. Традиция, существовавшая в Америке задолго до Трампа».Сильви Кауфманн
Самый жуткий кошмар лидеров континента — это соглашение между Путиным и президентом США у них за спиной.
В конце лекции по истории и свободе, прочитанной на прошлой неделе в великолепном зале 19-го века в Сорбонне, американский историк Тимоти Снайдер озвучил европейцам следующий посыл: если на Украине будет достигнуто соглашение о прекращении огня, “вам придется бросить на Украину все, что у вас есть, — пригласить ее в ЕС, ввести войска и выплатить огромные Инвестиции. В противном случае вы вечно будете жить в тени войны. Пробил час Европы, потому что США ничего не сделают”.
Эммануэля Макрона убеждать не нужно. В Европе тональность дискуссии об украинском конфликте уже и так резко изменилась. Возвращение Дональда Трампа в Белый дом и готовность президента Владимира Зеленского к переговорам и мирному урегулированию породили новую, более шаткую ситуацию. Клятвы поддерживать Украину “столько, сколько потребуется”, неизменная мантра союзников на протяжении почти трех лет, звучит уже не так убедительно, когда хор покидает главный запевала. Трамп заявил о готовности прекратить боевые действия, но не посвятил при этом в свои планы европейцев, и это огромный вызов для лидеров континента.
Худший кошмар французского президента (и его разделяют многие его коллеги) — это российско-американское соглашение за спиной украинцев и европейцев. Честно говоря, это давняя дипломатическая Традиция, существовавшая в Америке задолго до Трампа. Но на раннем этапе Макрон одержал промежуточную победу, организовав в декабре встречу между Зеленским и тогда еще избранным президентом Трампом на полях торжеств по поводу открытия недавно отреставрированного собора Парижской Богоматери. После этой беседы Трамп, по-видимому, осознал, что решение проблемы займет всяко побольше 24 часов. Европейские чиновники также отмечают, несколько самоуспокаивающе, что президент США — как минимум пока что — не озвучивал для Украины столь пугающих сценариев, как для Газы. Они считают, что его стратегия еще не окончательно определена, поскольку президент России Владимир Путин, похоже, до сих пор убежден, что сможет выиграть на поле боя.