Если Россия проявит готовность к дипломатии, украинцы пойдут на переговоры, заявил госсекретарь США Энтони Блинкен в интервью ABC. Вашингтон поддержит Киев в этом вопросе, подчеркнул он.
Джонатан Карл (АВС): Спасибо за то, что присоединились к нам. Хочу начать с разрушительного землетрясения, произошедшего в эти выходные в Марокко. Какую помощь оказывают Соединенные Штаты в ликвидации последствий, проведении поисково-спасательной операции, восстановлении?
Госсекретарь Блинкен: Джонатан, вы правы, оно разрушительное. Мы немедленно связались с правительством Марокко, недвусмысленно заявили о своей готовности оказать любую помощь. У нас есть Агентство США по международному развитию, которое возглавляет наши усилия, мобилизует. И мы ждем ответа от правительства Марокко, как мы можем максимально помочь. Мы внимательно следим за происходящим и скорбим вместе с народом Марокко, который пострадал от этого катастрофического землетрясения. Мы готовы помочь любым доступным нам способом.
– Хочу поговорить о вашей поездке. Разумеется, на этой неделе вы были на Украине. Оттуда вы отправились в Индию на встречу мировых лидеров G20. Я заметил, что в совместном заявлении по итогам встречи G20 нет открытого осуждения российских действий на Украине. Почему так, почему вы не сумели убедить мировых лидеров согласовать заявление с осуждением русских – российских действий, как это было в прошлом?
– Что ж, все лидеры здесь очень ясно, в том числе в заявлении, выступили за суверенитет Украины, за ее территориальную целостность. думаю, это очень сильное заявление. Из услышанного мною становится предельно ясно, что буквально все члены «двадцатки», наверное, за исключением одного, нацелены на то, чтобы положить справедливый и надежный конец этим действиям Москвы. Лидеры один за другим четко заявляли, что сделанное Россией будет иметь ужасные, ужасные последствия для остального мира. Для продовольственной безопасности – ведь Украина много лет была житницей всего мира. После начала боевых действий Россия организовала блокаду украинских портов. Было заключено соглашение, дающее возможность вывозить зерно. Россия недавно его разорвала.
Это было – когда соглашение было в силе, с Украины вывезли 30 миллионов тонн зерна, в основном в развивающиеся страны, включая те, что представлены здесь, в «Группе 20». Это 18 миллионов буханок хлеба. Теперь из-за России все остановлено. На встрече было предельно ясно, и это чувство переходило от стола к столу, что страны ощущают последствия и хотят остановить происходящее. И я думаю, заявление отражает мощную поддержку, которую буквально каждая страна из G20 демонстрирует Украине, ее территориальной целостности и суверенитету.
– Я имею в виду, в нем нет открытого и прямого осуждения действий России, в отличие от предыдущего заявления G20. Но позвольте перейти к вашему визиту на Украину. Вы провели немало времени с президентом Зеленским. Каковы ваши ощущения? Как он считает, чем это закончится? Видит ли он возможность в какой-то момент сесть за стол переговоров с русскими? Как это закончится?
– Во-первых, я обнаружил, что президент Зеленский и все украинцы, с кем я встречался – а это представители правительства и многие другие украинцы, с которыми у нас была возможность пообщаться за эти два дня, – все они невероятно стойкие, невероятно храбрые, невероятно решительные люди. По этой причине я по-прежнему уверен в окончательном успехе Украины, потому что украинцы сражаются за свою страну, за свое будущее, за свою свободу, а русские – нет.
Имейте в виду: Путин уже проиграл в том, чего он пытался добиться. Он пытался стереть Украину с карты, покончить с ее независимостью, включить ее в состав России. В этом он уже потерпел неудачу. Чем именно это закончится, где будут проведены линии – это будут решать украинцы. Но я встретил там мощную решимость продолжать работу по освобождению занятых Россией территорий.
А что касается переговоров, Джонатан, то танго танцуют вдвоем.
– Конечно.
– И пока мы не видим никаких признаков того, что Владимир Путин заинтересован в содержательной дипломатии. Если он проявит такую готовность, я думаю, украинцы первыми пойдут на контакт, а мы будем стоять за ними. Все хотят прекращения этого конфликта, но он должен завершиться на справедливых условиях, на прочных условиях, отражающих суверенитет и территориальную целостность Украины.
– Хорошо, последний вопрос. Насколько я понимаю, Соединенные Штаты думают об отправке на Украину ракет большой дальности, которые Киев просит уже давно. Это ракеты большой дальности – свыше 300 километров. Вы согласны с тем, чтобы Украина поражала этими ракетами цели в глубине российской территории?