В свете поступающей тревожной информации региональные аналитики ожидают новой эскалации сражений на подступах к сирийской столице
Кризис в Сирии незаметно перешагнул двухлетнюю отметку. Волнения, вылившиеся в вооруженный конфликт, начались в южном городе Дераа /в 110 км от Дамаска/, где впервые на улицы вышла разгневанная толпа, потребовавшая смены режима. Формальным поводом для протестов послужило известие о расправе полицейских над школьниками, писавшими антиправительственные лозунги на стенах. Однако, очень скоро, когда манифестации переросли в беспорядки и погромы госучреждений, стало ясно, что события 18 марта в Дераа, Хомсе и Баниясе инспирированы из-за рубежа с совершенно определенной целью: попытаться разыграть на сирийской арене хорошо знакомый сценарий «арабской весны».
Президент Башар Асад быстро отреагировал на происходящее, пообещав отменить чрезвычайные законы, принять новую конституцию и ввести в стране многопартийность. Начался диалог с оппозиционными фракциями внутри страны. Однако непримиримые силы в лице базирующихся в Стамбуле «братьев-мусульман» сразу поставили предварительным условием к любой политической сделке отказ Асада от власти. К давлению на сирийского лидера подключилась Лига арабских государств /ЛАГ/, предложившая ему последовать примеру йеменского президента и передать полномочия своему заместителю Фаруку Шараа.
Появление в конце 2011 года в Сирии арабских наблюдателей не остановило вооруженной конфронтации. Первой жертвой пал Хомс — промышленный центр в 165 км к северу от Дамаска, его городские кварталы превратились в оплоты боевиков. Неудачным оказался опыт присутствия в Сирии в 2012 году ооновской миссии во главе с норвежским генералом Робертом Мудом. Луч надежды на реализацию мирного плана бывшего спецпредставителя ООН и ЛАГ Кофи Аннана погас, когда хрупкое соглашение о прекращении огня было сорвано вооруженными экстремистами, которые стали преобладать в рядах мятежников.
Взрыв бомбы 18 июля прошлого года в здании Бюро национальной безопасности в Дамаске, приведший к гибели четырех генералов — членов антикризисного штаба, за которым последовал «штурм» южных и восточных окраин столицы и вторжение боевиков в Алеппо — крупнейший мегаполис на севере страны, развеял последние иллюзии. «Стамбульские заговорщики» продемонстрировали, что взяли курс на захват власти и физическое уничтожение сирийского руководства.
В этой ситуации президент Башар Асад проявил завидное мужество и сумел, благодаря поддержке армии, сохранить контроль над всеми крупными городами страны. Исключение составила Ракка на Евфрате, захваченная в начале марта текущего года. Задача по освобождению этого провинциального центра, не имеющего военно-стратегического значения, возложена на народное ополчение.
В Дамаске не захлопнули двери перед алжирским дипломатом Лахдаром Брахими, принявшим эстафету от Кофи Аннана, и поддержали его посреднические усилия, согласившись на урегулирование на основе Женевских договоренностей, выработанных участниками «Группы действий» 30 июня прошлого года. Сам сирийский президент обнародовал 6 января этого года программу выхода из кризиса, ориентированную на диалог с патриотической оппозицией, формирование правительства национального согласия и проведение свободных демократических выборов. Политической сенсацией стала встречная инициатива /30 января/ лидера Национальной коалиции революционных и оппозиционных сил / НКОРС/ Ахмеда Муаза аль-Хатыба, согласившегося вступить в контакты с представителями правящего режима во имя скорейшего прекращения кровопролития.
В последние недели Брахими, который встретится сегодня в Каире с генсеком ЛАГ Набилем аль-Араби, похоже, удвоил свои усилия и, по сведениям арабской печати, приступил к согласованию состава будущих переговорных делегаций. Обнадеживающим сигналом в этом плане стало прозвучавшее на прошлой неделе в Осло заявление нового госсекретаря США Джона Керри, в котором он впервые допустил участие Асада в переходном процессе.
Но, увы, непримиримые силы в зарубежной оппозиции, поддерживаемые Турцией, Катаром и Саудовской Аравией, продолжают гнуть свою линию. В Стамбуле сегодня пройдет заседание руководства НКОРС, на котором противники Асада намерены объявить о создании временного правительства в «освобожденных» сирийских районах.
Действия радикалов поощряют Лондон и Париж, подбивающие Евросоюз снять эмбарго на поставки вооружений так называемой Сирийской свободной армии /ССА/. По словам, министра иностранных дел Франции Лорана Фабиуса «повстанцы» должны срочно получить оружие из-за рубежа, «иначе инициатива в сирийском конфликте может перейти к боевикам “Аль-Каиды”.
Вывод, к которому пришел шеф французской дипломатии, выглядит довольно странным на фоне сообщений сирийских СМИ о проникновении сотен боевиков через иорданскую границу, которые устремились к южным окраинам Дамаска. Газета “Ас- Саура” полагает, что правительство Иордании “капитулировало перед натиском Саудовской Аравии и Катара”. Горячей остается обстановка на сирийско-ливанской границе, где, как сообщает газета “Аль-Ватан”, сирийские военнослужащие противостоят непрерывным вторжениям банд террористов. По сведениям военных источников, на которые ссылается издание, в лагерях на севере Ливана прошли в последнее время подготовку 15 тыс наемников.
В свете поступающей тревожной информации региональные аналитики ожидают новой эскалации сражений на подступах к сирийской столице. Как передает телеканал “Аль-Джазира”, перед ССА поставлена задача перекрыть южные и восточные подъезды к Дамаску и окружить город. Правительственные войска успешно отражают атаки формирований оппозиции на разных направлениях. Элитные части Республиканской гвардии остановили противника в Хан-эш-Шейхе, в 25 км от столицы.