Несмотря на спекуляции на тему отказа США от сотрудничества с ЕС, говорить о разрыве между Вашингтоном и Брюсселя нельзя, пишет Indian Express. Трамп, считает автор статьи, лишь переформатирует данный союз — поддерживая ввод европейских миротворцев на Украину и налаживая контакты с правыми политиками вроде Орбана и Мелони.
Сторонники Дональда Трампа утверждают, что уход с Украины и разморозка отношений с Россией позволят США сосредоточиться на противостоянии Китаю. Но похоже, что в переменчивом и неопределенном мире трансатлантический альянс лишь преображается в некую новую версию самого себя.
На этой неделе в ООН и на Украине прошли памятные мероприятия, посвященные третьей годовщине начала вооруженного конфликта на территории страны. При этом США дважды проголосовали вместе с Россией по резолюциям в ООН — примечательный поворот событий и серьезный сдвиг со стороны администрации Трампа. Первая резолюция за авторством Европейского союза осудила Россию и поддержала территориальную целостность Украины в Генеральной Ассамблее ООН. Вторая — подготовленная США и представленная уже в Совет Безопасности ООН — призывала к скорейшему прекращению конфликта, но без явной критики в адрес России.
Президент Франции Эммануэль Макрон специально посетил Белый дом, чтобы убедить президента Дональда Трампа поддержать позицию Европы и самой Украины — но тщетно. Премьер-министр Великобритании Кир Стармер предпримет аналогичные усилия 27 февраля. Примечательно, что Великобритания и Франция попытались внести поправки в формулировку резолюции в Совете Безопасности, но их отклонили. Около 65 государств воздержались от голосования в ГА ООН, включая Индию и Китай, 93 проголосовали «за», а еще 17 государств, включая Россию и США, выступили против. ГА ООН также приняла резолюцию США, но лишь после того, как в ее текст внесли более четкие формулировки в поддержку Украины. Великобритания, Франция, Дания, Греция и Словения, и наоборот, воздержались при голосовании по резолюции США в Совете Безопасности.
Лидеры Старого света в своем нынешнем составе считают, что Вашингтон разочаровался в идее единой Европы и осознанно подрывает устои трансатлантического альянса с ней, а также добивается благосклонности России и ставит под сомнение давние обязательства США в области безопасности. Однако необходимо понимать — и четкий намек на это прозвучал в речи Джей Ди Вэнса на Мюнхенской конференции несколько дней назад — что, по мнению администрации Трампа, страны ЕС так и не прислушались должным образом к популистским страхам избирателей. Более 75 лет трансатлантические отношения между Европой и США — при поддержке НАТО и различных механизмов диалога — зиждились на диалоге, либерализме и открытости с обеих сторон. Избрание Дональда Трампа дало импульс европейским крайне правым, чей подход одобряет администрация США. Европейское же руководство считает это «ревизионизмом».
Законодательные и налогово-бюджетные ограничения ЕС и его озабоченность внутренними вопросами, включая свободу слова в отдельных странах, не нашли поддержки у сторонников «Великой Америки». Администрация Трампа тяготеет к тем политическим партиям и деятелям в Европе, которые противятся надзору ЕС в энергетике, миграции, цифровых технологиях и обороне. Неудивительно, что такие лидеры, как Виктор Орбан в Венгрии, Джорджа Мелони в Италии, Алиса Вайдель в Германии и Эрик Земмур во Франции обрели в лице президента Трампа могущественного покровителя. Многие в лагере «Великой Америки» посулили крайне правым весомую поддержку. В результате мы можем получить ряд взаимовыгодных соглашений, а будущее многих проектов ЕС вроде «зеленой» энергетики или закона о цифровых услугах, и наоборот, может оказаться под вопросом.